Главная » Духовность » Что такое мистик?

Что такое мистик?

Есть определённое таинственное, святое и неугасимо яркое пламя, которое горит в центре каждой религии, духовного пути и философии … и это мистицизм. От буддизма и индуизма до христианства, иудаизма, ислама, даосизма (и многого другого) мистицизм — это золотая нить, соединяющая все эти религии воедино, несмотря на то, насколько разными могут выглядеть догмы каждого пути на первый взгляд.
Для тех, кто идентифицирует себя как «духовный, но не религиозный», мистицизм также лежит в основе духовного путешествия, поскольку это само сердце, жизненная сила и импульс, которые мы носим внутри, чтобы соединиться с Божественным.

Действительно, мистицизм лежит в самом корне пути духовного пробуждения. Без мистицизма наша жизнь кажется скучной, пустой, бесцельной и бессмысленной потому что нет более глубокого импульса, нет высшей цели.

Однако, когда мы пробуждаем нашего внутреннего мистика, мы снова обретаем радость, игру, вибрацию, истину, любовь, покой и свободу. Следовательно, общение с нашим внутренним мистиком и хождение мистическим путем — это не просто наше основное человеческое право, но и наша спасительная благодать.

Сейчас мы живём в мире, который настолько оторван от мистицизма – от сакрального, нуминозного и священного, – что мы достигли рекордного числа случаев того, что я называю ‘Душевной болезнью’ или Потерей Души.

Потеря Души проявляется как одиночество, депрессия, тревога, паранойя, разжигание войны, хронические болезни, насилие всех видов и осквернение нашей планеты, нашей священной Матери.

Вернуть себе своего внутреннего мистика — это радикальный акт любви; тот, который противоречит дикому потребительству, редукционистскому сциентизму и холодному материализму, которые свирепствуют сегодня в нашем мире.

Быть мистиком в наши дни — значит быть бунтарем: быть на стороне любви, а не ненависти; чтить мир, а не войну; жить Душой, а не разумом.

Что такое мистик? (12 признаков того, что ты один)

Мистик — это человек, который стремится пробудить, мельком увидеть и вернуть врожденное духовное Единство , лежащее в основе их существа. Другими словами, мистик — это духовный искатель, который вынужден отказаться от своего эго и направляет всю свою жизнь на глубокую интеграцию изначальной истины о том, что он является неотъемлемой частью Божественного.

«Мистицизм», слово, ставшее популярным в 18 веке, происходит от греческого слова mustēs, которое относится к тому, кто был ‘посвящен в мистерии’. Но сам мистицизм существует с незапамятных времен.

Некоторые из наиболее известных мистиков на протяжении всей истории включают Лао-цзы, Гурджиева, Пифагора, Гуатаму Будду, Джулиана Норвичского, Джалал ад-Дина Мухаммеда Руми, святую Терезу Авильскую, Раману Махарши, Данте, святого Иоанна Креста, Анандамайи Ма, Иисуса Христа, Карла Юнга и многих других.

Существует множество определений того, что такое мистик. Но одно, которое находит сильный отклик, исходит от автора и переводчика «Мистики» Мирабай Старр, которая пишет:

Путь мистика — это путь капитуляции, умирания для ложного «я», чтобы возродиться как истинное «Я», Божественное «Я», сияющее божественное существо, которым мы являемся на самом деле. Дело не в том, что старое «я» — личность, эго, истории, которые мы рассказываем о своей жизни, — плохое или неправильное. Дело в том, что когда мы осознаем сущностную пустоту нашей индивидуальной идентичности в свете великолепного дара нашей взаимосвязи с Единым, независимость становится гораздо менее притягательной.

7 признаков мистического опыта

В какой-то момент жизни у большинства из нас обязательно будет хотя бы один мистический опыт. Такие вкусы Самореализации, или того, что буддисты называют «сатори», могут быть настолько яркими и острой, что навсегда меняют нашу жизнь.

Но как мы можем узнать, был у нас мистик или нет?

Одно место, на которое мы можем обратить внимание, находится в работе У. Т. Стейса, философа религии, который определил семь характеристик мистических переживаний следующим образом:

  1. Унитарное сознание (т. е. переживание Единства).
  2. Внепространственное, вневременное осознание (то есть отсутствие времени и беспространственности).
  3. Чувство реальности и объективности (то есть, в переживании присутствует неоспоримая «реальность’ — это не просто галлюцинация).
  4. Блаженство и покой.
  5. Чувства святого, сакрального или божественного.
  6. Парадоксальность (т. е. существует осознание Единства и взаимозависимости противоположностей, также известное как недвойственное осознание).
  7. Невыразимость (или неспособность выразить словами свой опыт; это непостижимым образом меняет парадигму)

В. Н. Панке, врач и психиатр, в своей оценке вышеупомянутых характеристик, добавил еще две: (8) быстротечность и (9) последующее улучшение жизни. Другими словами, мистический опыт может быть временным, но он создает глубокие позитивные волновые эффекты в нашей жизни.

Если вы хотите узнать, был ли у вас мистический опыт или нет, прочитайте нашу статью под названием 9 признаков того, что у вас был мистический опыт.

Этапы мистического путешествия

На протяжении веков так много рассказывалось о мистицизме. Но один теолог и писательница, Эвелин Андерхилл, сумела разделить эту мудрость на пять этапов мистического путешествия в своей классической книге 1911 года “Мистицизм: исследование природы и развития духовного сознания”.

Вот этапы, которые определил Андерхилл:

1. Пробуждение

Духовное пробуждение можно понимать как внезапную искру или озаряющее открытие того, что в жизни есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. На стадии пробуждения мы начинаем задавать более глубокие вопросы о жизни и отправляться на поиски ответов. Результатом этого самоанализа является то, что мы должны стать волками-одиночками, дистанцируясь от нашего предыдущего образа жизни и прокладывая для себя совершенно новый путь.

2. Очищение

Очищение — это стадия, которая включает в себя осознание всех наших теней и внутренних блокировок, которые затемняют Свет Сознания внутри нас. Это трудный этап, потому что после первоначального волнения пробуждения или просветляющей искры самоосознания, мы узнаем, по словам Джека Корнфилда, “после экстаза начинается стирка”.

На этом этапе мистического путешествия требуетсявнутренняя работа, и ее единственная цель — “очистить” или растворить все, что стоит на нашем пути к мистическому Единству.

И все же, каким бы трудоемким ни был процесс Очищения или внутренней работы, он необходим, чтобы найти ‘скрытую драгоценность’, которая всегда находится внутри нас.

По словам различных мистиков и мудрецов, Очищение необходимо, потому что оно помогает нам осознать следующее:

  • … он и Она становятся одним целым. (Абулафия, иудаизм).
  • Царство Небесное внутри тебя. (Христианство).
  • Посмотри внутрь, ты Будда. (Буддизм).
  • Атман (индивидуальное сознание) и Брахман (вселенское сознание) едины. (Индуизм).
  • Через понимание Себя познается вся эта вселенная. (Упанишады).
  • Тот, кто знает себя, знает своего Господа. (Мухаммед, ислам).

3. Озарение

Как только мы проделаем большую глубокую работу на стадии Очищения, мы начинаем ощущать волнующие моменты Просветления. Например, мы можем достичь глубоких состояний просветленного осознания в медитации, испытать чувство единения с природой, глубокую любовь к другим и к себе или даже испытать спонтанный момент блаженства.

Однако стадия Просветления недолговечна и не знаменует постоянного сдвига в сознании. Интенсивный подъем Озарения (также известный как переживание «смерти эго») часто приводит к интенсивному падению на следующей стадии:

4. Тёмная ночь души

Темную ночь души лучше всего можно изобразить картиной: безлюдной пустошью, где все кажется безжизненным, бессмысленным и лишенным Божественного.

Итальянский поэт, прозаик и мистик четырнадцатого века Данте Алигьери прекрасно описал Темную ночь в своей эпической поэме “Ад: Божественная комедия”:

На полпути к путешествию нашей жизни

Я оказался в темном лесу.,

Ибо прямой путь был потерян.

Ах я! как трудно это сказать

Каким был этот лесной дикарь, грубый и суровый,

Сама мысль о нем возрождает страх.

Так горько, что смерть — это немногим больше;

Но от хорошего лечения, которое там я нашел,

Расскажу ли я о других вещах, которые я там увидел.

Святой Иоанн Креста, который ввел в обиход слово «Темная ночь души» еще в 16 веке (в своей работе под тем же названием), описал, почему происходит эта стадия:

Независимо от того, сколько человек делает своими собственными усилиями, он не может достаточно активно очиститься, чтобы быть хоть в малейшей степени расположенным к божественному союзу совершенства любви. Бог должен взять верх и очистить их в том огне, который является для них темным.

Каким бы болезненным и жалким ни был этот этап, это всего лишь этап. И он ведет к заключительной части мистического путешествия:

5. Союз

После того, как человек пережил смерть и возрождение в Темной Ночи Души – что мы можем рассматривать как необходимое (но болезненное) посвящение – финальная стадия воплощает все, к чему мистик когда-либо стремился: Божественный союз.

Единение — это сдвиг в осознании, расширение сознания, достижение Нирваны, Просветления, Единства, Недвойственного осознания и “Царства Небесного”, о котором так часто пишут в мистической литературе.

В Союзе мистик больше не находится в ловушке ограничений маленького, иллюзорного эго-самости, но распознает – прямо и надолго – “Я Есмь» или Божественное Я, которое всегда было здесь, но было просто завуалировано.

В отличие от стадии Просветления, Единение — это полная трансформация и освобождение, а не временный проблеск Божественного.

12 признаков современного мистика

Хотя внешний облик мистиков менялся на протяжении веков (например, от монахов и монахинь в рясах до поэтов Ближнего Востока в фесках), одна и та же сущность применима ко всем мистикам, независимо от того, к какой расе, религии или периоду времени они принадлежат.

Вот двенадцать признаков «современного мистика», основанные на моем собственном многолетнем опыте (и исследованиях):

  1. Тебе трудно вписаться в этот мир или принадлежать ему, и ты жаждешь найти какой-то “дом”.
  2. Вы чувствуете неудовлетворенность своей жизнью (независимо от того, насколько велик ваш материальный успех).
  3. Вы чувствуете себя бесцельным и потерянным, и все же чувствуете себя призванным произвести значимые изменения на этой планете.
  4. Вы чувствуете разочарование в различных религиозных путях, самопомощи и духовных путях (иначе говоря, многие из этих путей кажутся вам поверхностными и недостаточно “глубокими” для вас).
  5. Ты сильно жаждешь Бога / наполненной Божественностью жизни.
  6. Вы пережили Духовное Пробуждение, Пробуждение Кундалини и / или Темную ночь Души.
  7. Вы все остро чувствуете (как высокочувствительный человек и / или эмпат).
  8. Вы жаждете одиночества и наслаждаетесь самоанализом.
  9. Вы пережили какие-то духовные кризисы (такие как кризис четверти жизни, экзистенциальный кризис, Темная ночь Души и т.д.).
  10. С детства ты был глубоко мыслящим и созерцательным человеком.
  11. Ты жаждешь объединиться с чем-то Большим, чем ты, и чувствуешь, что эго — это обман.
  12. У вас были кратковременные проблески Единства, Озарения или ‘Просветления’

В основе современного мистика, да и вообще всех мистиков, лежит жгучее желание воссоединиться с Душой и соединиться с Духом. Неважно, удовлетворяется ли эта глубокая духовная жажда через религию или каким-то другим путем. Как гласит цитата дзен-буддийского монаха Иккью.

От подножия горы ведет множество тропинок, но на вершине мы все смотрим на единственную яркую луну.

Несколько слов о мистицизме и психических заболеваниях

Психотик тонет в тех же водах, в которых мистик плавает с наслаждением.

– Джозеф Кэмпбелл

Приведенная выше цитата писателя и мифолога Джозефа Кэмпбелла прекрасно подчеркивает тонкую грань между мистицизмом и психическими заболеваниями.

Есть причина, по которой необходима внутренняя работа как процесс инициации (например, культивирование любви к себе, ментальная гармония через медитацию и физическая устойчивость через йогу). Без создания внутреннего пространства легко перейти от невротика к психотику, столкнувшись с переживаниями, слишком большими, чтобы справиться с ними эго.

Для человека, склонного к сильной тревоге, депрессии или другому психическому дисбалансу, внезапное переживание огромного изначального пространства Единства может оказаться непосильным испытанием. Результатом может быть полное отключение психики, сильная дезорганизация мыслей и чувств, нигилистические приступы экзистенциального кризиса и другие проблемы.

Являются ли психические заболевания, такие как шизофрения, биполярное расстройство, пограничное расстройство личности и так далее, на самом деле духовными болезнями, — это целая дискуссия сама по себе, для изучения которой потребовалась бы целая книга (или больше).

Но что мы знаем наверняка, так это то, что существует такая вещь, как «духовная чрезвычайная ситуация», когда кто-то, кто не прошел через суровость духовной практики, оказывается в глубоком тупике слишком быстро. И в результате получается то, что основное общество немедленно отвергает как “психическое заболевание”.

Как практиковать мистицизм

Мистицизм можно найти практически на любом религиозном или духовном пути. Но как мы его ‘практикуем’?

Самый простой способ сориентироваться в мистических корнях любой традиции или пути, на котором вы находитесь, — это сосредоточиться не просто на соединении с, но и на повторном открытии себя как Божественного.

Помните, что видеть себя Богом — это не то же самое, что духовный нарциссизм, который представляет собой раздувание эго, которое считает себя неприкасаемым, бесспорно мудрым и так далее.

Мистики идут радикальным путем сжигания своего эго, чтобы они могли освободиться от иллюзии отдельного «я» и стать Едиными со своей Истинной Природой, которая есть сама Жизнь. Этот путь не для слабонервных!

В то время как многим людям в наши дни нравится называть себя “мистиками”, потому что это хорошо смотрится в социальных сетях, настоящий мистицизм — это неустанное стремление к истине. Это обязательство “умереть до того, как ты умрешь, и осознать, что смерти нет”, по словам Экхарта Толле.

Вот несколько простых путей для практики мистицизма:

  • Проводите много времени на природе – На природе нам легче заново открыть свою Истинную Природу.
  • Создайте пространство для уединения и тишины – Шум повседневной жизни имеет свойство заглушать внутренний голос, поэтому посвятите себя регулярному уединению и тишине (хотя бы полчаса в день).
  • Поразмышляй над словами мистиков – Из жизни и опыта мистиков можно почерпнуть так много мудрости и истины, кто знает, какие откровения их слова могут зажечь в тебе?
  • Развивайте качества сердца – Ваше сердце — это прямой путь к вашей Душе и тайнам Божественного. Сосредоточьтесь на развитии таких качеств, как сострадание, радость, великодушие, прощение, благодарность и любовь.
  • Меньше значит больше – Сосредоточение на отпускании и принятие простоты помогает вам стать ‘чистым сосудом’, в котором может сиять Свет Сознания.

Какие еще практики ты можешь порекомендовать?

Заключительные слова

Глаз, через который я вижу Бога, — это тот же самый глаз, через который Бог видит меня; мой глаз и Божий глаз — это один глаз, один видящий, один знающий, одна любовь.

– Meister Eckhart

Приведенная выше цитата средневекового теолога и мистика Мейстера Экхарта прекрасно резюмирует все, что значит быть мистиком: единство, глубокое знание и Любовь.

Еще Экхарт сказал: “Теологи могут ссориться, но мистики всего мира говорят на одном языке”.

Тот факт, что мистицизм так широко распространен (но в значительной степени похоронен под жесткими фундаменталистскими догмами в нашем современном мире), приносит чувство оптимизма, надежды и направления.

Воссоединяясь с нашей жаждой мистицизма – как внутри, так и снаружи, индивидуально и коллективно – мы можем заново открыть для себя чувство гармонии, радости и покоя, которое пребывает в самом Центре всего.

Реальность такова, что быть человеком — значит иметь неугасимую тягу к мистицизму. Какими бы светскими мы ни были, у всех нас есть внутренний импульс соединиться с чем–то Большим, чем мы сами — будь то открытый космос, футбольная команда, нация или возвращение к нашим изначальным корням, Божественному.

В конце концов, какими бы отчужденными, ущербными или отчаявшимися мы ни были, мистический путь духовного пробуждения показывает нам, что глубоко внутри мы не разделены. В то время как наш разум и эго могут верить, что мы — остров, плавающий в океане жизни, мистик в конце концов приходит к пониманию, что они — не просто океан, но сама Жизнь.

В заключение приведу цитату из персидского поэта-мистика Хафеза:

Хотел бы я показать тебе,

когда ты одинок

или во тьме,

удивительный свет

в своем собственном Существе!

Оставьте комметарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

В чем заключается предназначение человека?.

У всех форм жизни есть одна существенная цель: выживание. Это даже важнее, чем размножение. В конце концов, младенцы и бабушки живы, но не размножаются. Быть живым — это нечто большее, чем передача генов.