Ангелы-хранители — это ангелы, которые привязаны к человеку от рождения до смерти, обеспечивая постоянное руководство, защиту и товарищеские отношения. Концепция ДУХОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ древняя и универсальная; ангелы-хранители получили наибольшее развитие в христианстве и особенно заметны в католицизме.
Иудео-христианский ангел-хранитель произошёл от существ-хранителей других культур, таких как фравиши зороастризма, КАРАБУ ассирийцев, даймоны греков и ГЕНИИ римлян. Духи-хранители и ДУХОВНЫЕ НАСТАВНИКИ также сравнимы с ангелом-хранителем.
АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Ангелы-хранители прямо не названы так в Библии, но концепция личных ангелов утверждается в различных отрывках. В Книге Бытия 32: 1 говорится, что “ИАКОВ отправился в путь свой, и ангелы Божьи встретили его”, подразумевая, что у него были личные ангелы, защищавшие его в пути. В Псалме 91:11-13 Бог “поручит своим ангелам охранять тебя на всех твоих путях. Они понесут тебя на руках, чтобы ты не споткнулся о камень. Ты наступишь на льва и гадюку, молодого льва и змею, которых ты растопчешь ногами.”
В Новом Завете Иисус также ссылается на личных ангелов детей: “Смотрите, не пренебрегайте ни одним из этих малых; ибо говорю вам, что на небесах ангелы их всегда видят лицо Отца Моего Небесного” (Матфея 18:10-11). В Деяниях 13:6-17 святой Петр, заключенный в темницу Иродом, освобождается ангелом, который будит Петра, снимает с него цепи и выводит его наружу. Питер думает, что у него видение. Оказавшись на улице, ангел исчезает, и Питер понимает, что пережитое реально. Он называет ангела одним из Божьих: “Теперь я уверен, что Господь послал своего ангела и спас меня от руки Ирода и всего, чего ожидал еврейский народ” (13:11). Но когда Питер появляется в доме МАРИИ, матери Джона, люди принимают его за своего личного ангела. Служанка Рода объявляет, что он у ворот, но люди, присутствующие в доме, говорят: “Вы с ума сошли … Это его ангел!” (13:15) Питер убеждает их, что это он сам во плоти. В апокрифических текстах, таких как «Пастух ГЕРМЫ», говорится об ангелах-спутниках, похожих на даймонов, в том смысле, что один хороший, а другой плохой. Гермий говорит: “Добрый ангел чувствителен, скромен, мил, спокоен… злой ангел, напротив, склонен к гневу, ожесточен и опрометчив. Когда тобой овладевает гнев или горечь, знай, что злой ангел внутри тебя!” (Заповедь VI, 2, 4). Записывающие Ангелы ислама, которые наблюдают за всеми действиями человека, являются разновидностью ангела-хранителя.
МНЕНИЯ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
Отцы церкви согласились с существованием личных ангелов, или ангелов-хранителей. Однако они разошлись во мнениях по поводу того, имеют ли язычники и некрещеные право на ангелов-хранителей, а также когда именно ангел-хранитель приступает к своим обязанностям в жизни человека. Святой Василий Великий, цитируя Евангелие от Матфея 18: 10-11, сказал, что “у каждого из верующих есть Ангел, который направляет его жизнь”. Святой Иоанн Златоуст согласился с ним. ОРИГЕН утверждает в » Принципах «, что все верующие получают ангелов-хранителей:
“Нам говорят, что каждому из верующих, каким бы незначительным он ни был в Церкви, помогает ангел, и Христос является нашим свидетелем того, что эти ангелы постоянно видят лицо Отца” (II, 10, 7).
Святой Иларий Пуатье ассоциировал ангелов-хранителей с Ангелом Господним:
“Эти божественные посланники оказывают всем верующим очень значительную помощь в соответствии с тем, что было написано, а именно, что ангел Господень пребывает рядом с теми, кто боится Господа” (Трактат к Псалму 124).
Святые Василий и Кирилл Александрийские также считали, что только верующие имеют право. Святой Иероним не делал различия между душами праведников и душами грешников как заслуживающих ангелов-хранителей, но он соглашался со святым Василием в том, что смертный грех обращает ангелов-хранителей “в бегство”. святой Амвросий сказал, что Бог иногда отзывает ангела-хранителя, чтобы дать кому-то “возможность” бороться в одиночку и таким образом обрести больше славы. Святой Фома Аквинский прокомментировал эту точку зрения, заявив, что он не верит, что ангел-хранитель полностью покинет человека, но ангел может покинуть временно. Некоторые отцы церкви верили, что ангел-хранитель был установлен при крещении, в то время как другие, такие как Аквинат, Иероним и Ансельм, верили, что ангел-хранитель появляется при рождении. Фома Аквинский также говорил, что из-за зависти Демон также появляется во время рождения. После крещения добрый ангел укрепляется.
ОБЯЗАННОСТИ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ
Основная цель ангела-хранителя — спасение души. Он служит посланником, принося Божье вдохновение и руководство, а также защитником от вреда и злых сил. Ангела-хранителя также называли Ангелом МОЛИТВЫ, Ангелом МИРА и Ангелом ПОКАЯНИЯ.
КАТОЛИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Католическая церковь со времен средневековья учила, что у каждого человека есть ангел-хранитель. Исключений нет ни по какой причине, ни по расе, возрасту, религии, полу или добродетели. Даже у самых порочных людей на земле есть ангелы-хранители. Хотя ангелы-хранители защищают и направляют, их конечная цель — просветить душу и помочь ей достичь спасения (таким образом, можно утверждать, что нечестивые нуждаются в ангелах-хранителях больше, чем праведные).
В Послании к Евреям 1: 14 говорится: “Разве все они [ангелы] не служебные духи, посланные служить ради тех, кто должен обрести спасение?”, а в 1 Тимофею 2: 4 отмечается, что Бог “желает, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины”. Католическая церковь учит, что ангелы-хранители присматривают за человечеством, как пастух за своими стадами. Лестница Иакова (Бытие 28: 12) свидетельствует об этом; в его сне показаны ангелы, спускающиеся с небес для защиты и поднимающиеся обратно, чтобы воспеть хвалу Богу (см. ИАКОВА). Ангелы радостны и счастливы способствовать благополучию человеческих душ, ибо такова воля Божья, и ангелы служат Богу.
Церковь далее учит, что “достоинство данных нам ангелов зависит от достоинства людей, которым они назначены. У обычных христиан есть ангел низшего порядка; у священников, епископов, королей и так далее есть более благородные духи, которые охраняют их. Праздники ангелов-хранителей отмечаются 2 октября и в некоторых местах в первое воскресенье сентября. Согласно катехизису, ангелы-хранители помогают людям несколькими основными способами.:
1. Они вселяют в умы добрые мысли и направляют волю к добру. Хотя ангелы проявляются, когда это необходимо, например, когда они являются пастухам в Вифлееме, чтобы объявить о рождении Иисуса, и когда они появляются у его могилы и после его Вознесения, ангелы-хранители влияют на нас, оставаясь невидимыми или услышанными. Они достигают этого с помощью “тайного импульса”, или того, что иначе можно было бы назвать интуицией. Они пробуждают благочестивые и спасительные мысли и желания, а при необходимости и страх Божьего суда. Ангелы-хранители поправляют людей, когда они сбиваются с пути.
2. Они молятся вместе с людьми и за людей, и возносят свои молитвы и добрые дела Богу. Дело не в том, что Бог не слышит людей, когда они молятся, но ангелы смешивают человеческие молитвы со своими и таким образом делают их “более приемлемыми для Бога”. Аквинат, который много писал об ангелах, заметил, что ангелы помогают людям получить все Божьи блага.
3. Они защищают в опасности. Ангелы-хранители спасают людей от опасностей в физическом мире, но их главная задача в этом отношении — защищать от “силков дьявола”. Люди должны вверять себя заботе своих ангелов-хранителей в любое время, особенно когда отправляются в путешествие или начинают какое-либо новое предприятие.
4. Они раскрывают волю Бога. Среди библейских примеров этого — попытка АВРААМА принести в жертву ИСААКА, в которой ангел удерживает его за руку в момент заклания (Бытие 22:11-12); ангел, который истолковывает слово Божье для пророка Захарии в Книге Пророка Захарии; и благовещение Гавриила МАРИИ о рождении Иисуса (Луки 1:28-38). Появление ангелов в таких обстоятельствах часто поначалу вызывает страх, но вскоре он сменяется радостью и утешением. Со злыми ангелами эффект обратный: сначала они вызывают чувство утешения, которое затем перерастает в страх и замешательство. Способ получить защиту ангелов-хранителей — подражать им, живя святой жизнью, почитая их и всегда призывая на помощь. Их привлекает невинность; зло отгоняет их, как дым отгоняет пчел. Церковь призывает людей поздравлять своих ангелов-хранителей с их верностью Богу и благодарить их за все их блага.
5. Они принимают и защищают душу в момент смерти. Ангел-хранитель направляет ее в загробный мир, защищая от нападения Демонов, которые пытаются увести ее в Ад. Библейское основание для этой веры можно найти в Евангелии от Луки 16:22 о смерти нищего Лазаря: “Бедняк умер, и ангелы отнесли его на лоно Авраама”. (Тем временем богач, который отказался накормить Лазаря, умер и попал в ад, и Авраам отказал ему в милосердии.)
Согласно католической вере, если душа отправляется в чистилище, ангел-хранитель часто посещает ее, чтобы принести облегчение и утешение. Когда душа очистится от всех долгов греха, ангел-хранитель, по просьбе Марии, царицы Ангелов, унесет ее на небеса в сопровождении ликующих мучеников и хоров ангелов. Многочисленные литургические молитвы ангелам-хранителям просят об их присутствии в час смерти. (Эта роль ПСИХОПОМПОИ перекликается с официальным Ангелом СМЕРТИ, одним из многих титулов Михаила.)
6. Ангелы-хранители восхваляют Бога. Ангелы постоянно поют славу Богу и побуждают людей делать то же самое.
Различные папы публично признавали свои тесные отношения со своими ангелами-хранителями и выступали за то, чтобы другие культивировали то же самое (см. Папы ПИЙ XI, ПИЙ XII и ИОАНН XXIII).
ПЕРЕЖИВАНИЯ СВЯТЫХ
В житиях христианских святых фигурируют ангелы-хранители (см. Святую ДЖЕММУ ГАЛГАНИ). В описаниях говорится об ангелах-хранителях, которые не всегда были жизнерадостными, но способными на увещевания. В соответствии с мнением святого Амвросия, они даже удаляли свое присутствие всякий раз, когда упомянутые святые вели себя неприятным или нечестивым образом (см. Святого ФРАНЦИСКА РИМСКОГО).
Святой Франциск Сальский перед проповедью безмолвно обращался к ангелам-хранителям каждого присутствующего и просил слушателей быть благосклонными к тому, что они собирались сказать. Святой падре Пио, следуя совету Пия XII, поддерживал постоянные и тесные отношения со своим ангелом-хранителем. Предания гласят, что Бог использовал ангела, чтобы дать возможность Пио понимать иностранные языки, которых он не изучал, и обладать ясновидческим знанием тайн сердца (особенно полезным для него во время исповеди).
Пио говорил людям, что всякий раз, когда они нуждались в его молитве, обращайтесь к его ангелу-хранителю через своих ангелов-хранителей. Согласно одной из историй, автобус с паломниками, следовавший в Сан-Джованни-Ротондо, где жил Пио, попал ночью в сильную грозу в горах Апеннин. Они последовали его совету и пережили бурю невредимыми. Когда они прибыли на следующий день, и прежде чем успели рассказать свою историю, Пио объявил, что ночью его разбудил его ангел-хранитель и он помолился за них.
Точно так же святая Тереза Нойманн использовала своего ангела-хранителя, чтобы узнать все, что ей нужно было знать о секретах и скрытой жизни своих посетителей. Она могла видеть своего собственного ангела, а также ангелов-хранителей других людей. Аквинат признавал, что само присутствие наших ангелов влияет на нас к лучшему; однако, если мы не осознаем, что нас просвещают, значит, мы не просветленные.
ST. Игнатий Лойола заметил, что чем больше мы продвигаемся духовно, тем больше мы способны различать тонкие влияния наших ангелов и, следовательно, тем более восприимчивыми мы становимся к их помощи. Святой Иоанн Креста полагал, что когда мы достигаем более высоких духовных уровней, мы больше не нуждаемся в посредничестве ангелов, но получаем свое просветление непосредственно от Бога. Не только ангелы больше не нужны, но и слова, формы и образы тоже отпадают.
АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ В ВОСТОЧНОМ ПРАВОСЛАВИИ
Ангелы-хранители присутствуют в Восточной православной церкви. Литургическая молитва в Ектении перед Причастием верующих просит: “Об ангеле мира, верном наставнике, хранителе наших душ и тел будем молить Господа”.
ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ
Провидец Эмануэль Сведенборг утверждает, что в Arcana Coelestia у каждого есть два ангела, один из которых влияет на нашу волю, а другой — на наше понимание. В книге «Ангелоглия“ Карл Ранер, современный христианский богослов, одобрительно отзывается об отношениях человека и ангела-авангарда, ”при условии, что мы не пытаемся визуализировать эти отношения слишком антропоморфно или инфантильно». Современная популярная мысль представляет ангелов-хранителей как вездесущих и вечно любящих существ.
Ангелы-хранители Звезд и народов Люди — не единственные получатели ангелов-хранителей; ранние отцы церкви приписывали определенного ангела звездам и всему на небесах; всему в мире природы; и элементам. Аквинат считал подобную веру несколько преувеличенной, но он полагал, что ангелы-хранители существуют для каждого вида живых существ, а также для наций, городов, церквей и сообществ. Таким образом, у глав государства и церкви было два ангела-хранителя, один для них самих и один для их должностей. Ранее Климент Александрийский поддержал идею ангелов-хранителей для стран и городов, но он сказал, что они, “возможно”, могут быть назначены и некоторым людям.
Существование ангелов-хранителей народов установлено во Второзаконии 32:8: “Когда Всевышний дал народам их наследие, когда он разделил сынов человеческих, он установил границы народов согласно числу СЫНОВ БОЖЬИХ” (ссылка на ангелов). Другие библейские упоминания об ангелах-хранителях народов относятся к ним как к КНЯЗЬЯМ. В ДАНИИЛА 10:13 говорится о “принце Персидском» и архангеле Михаиле как об “одном из главных князей”, который является хранителем Израиля. Видение святого Павла о “человеке из Македонии» в Деяниях 16: 9 широко интерпретируется как относящееся к ангелу-хранителю Македонии: “И видение явилось Павлу ночью: человек из Македонии стоял, умоляя его и говоря:‘Приди в Македонию и помоги нам”.»